В истории любой страны есть периоды, когда какие-либо социальные процессы или проблемы становятся чрезвычайно актуальными. В современной Беларуси к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, защита прав детей. Внимание к этой проблеме нельзя объяснить только повышением уровня общественного сознания, скорее оно является необходимым условием защиты (сродни инстинкту самосохранения) общества от распада. Возможность достижения в перспективе социального благосостояния общества напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям и от того, в каких условиях они будут жить и воспитываться.Необходимость принятия конкретных мер по охране прав и законных интересов несовершеннолетних ставит вопрос об углубленном изучении проблемы защиты детства, раскрытии и обосновании ее теоретико-методологических основ с целью организации эффективной практической деятельности по обеспечению социальной защищенности детей.
Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Права ребенка – это гуманитарно-правовая проблема, в рамках которой реализуется принадлежащие от рождения права и свободы, несовершеннолетним субъектам, в отношении которых действует концепция наилучшего обеспечения его интересов. Центральное место занимают вопросы достойной подготовки несовершеннолетних к самостоятельной жизни, воспитание в духе инициативности и творчества, а также уважения прав и свобод других лиц, соблюдение морально-этических норм общества.
Охрана детства (в широком смысле)–любой вопрос, связанный с воспитанием и благополучием детей, как в семье, так и в различных государственный институтах, организациях и службах. Социальная педагогика проявляет интерес ко всем этим аспектам. Аналогичным образом внимание привлекают также проблемы детского питания, системы образования, первичного здравоохранения и др.
Охрана детства (узком смысле) – это функция государственного служащего, специалиста по охране детства, а также социально-педагогической службы, которая призвана изучать ситуации, выявлять нарушение прав, оказывать помощь и защиту. В самом общем значении защита детства – это система практических мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания.
Охрана детства – созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и воспитания; комплекс мероприятий, направленных на защиту и обеспечение здорового развития детей.
Социальная защита— система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.
Объекты социальной защиты – все дети страны, не достигшие 18 лет. Определяющую роль в функционировании системы социальной защиты детства играют ее субъекты.
Основными субъектами системы социальной защиты детства являются государство и создаваемые им институты, политические партии, общественные организации, церковь, СМИ, предприятия и учреждения, семья, школа и др. детские учреждения, институт социальных педагогов, частные лица. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования социальной защиты детства и основные направления ее развития.
Категории детей, нуждающиеся в социальной защите, наряду с всеми детьми, потому что каждый ребенок, как отмечено еще в Женевской декларации, а затем закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, нуждается в защите в виду их незрелости физической и умственной.
В особой защите и охране нуждаются наиболее уязвимые категории детей: дети-инвалиды, дети-сироты, дети, находящиеся в социально опасном положении (СОП), дети, подвергаемые насилию и жестокому обращению, дети-беженцы, дети, пострадавшие от катастроф и чрезвычайных ситуаций, дети, совершившие правонарушения и др. Таким образом, эти категории детей характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальные учреждения для таких детей.
Государственная политика в области прав детей — это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства. Принципы государственной политики в области прав ребенка закреплены в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 3).
Целями государственной политики в интересах детей являются:
1) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
2) формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
3) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Республики Беларусь, традициям народов Беларуси, достижениями культуры.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:
1) законодательное обеспечение прав ребенка;
2) поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
3) установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом административно-территориальных различий данных показателей;
4) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;
5) поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка;
6) ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, и правовыми актами государства.
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства.
Права и законные интересы детей Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь О правах ребенка, Программе "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах. Применительно к рассматриваемой теме нельзя не отметить, что с начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Основываясь на вышеназванных принципах, деятельность государства в области охраны детства включает в себя следующие направления:
– организацию и координацию деятельности всех заинтересованных лиц и ведомств по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье, детей попавших в трудную жизненную ситуацию;
– создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье и детям, нуждающимся в поддержке; – формирование уважительного отношения к правам ребенка;
– обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей;
– защиту личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетнего;
– решение проблем социальной, медицинской, психологопедагогической реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, детей-сирот, детей СОП;
– координацию деятельности всех заинтересованных ведомств, организаций по предупреждению нарушений среди детей и подростков;
– создание условий для обучения, воспитания детей-инвалидов;
– обеспечение реального доступа к получению образования всеми детьми;
– пропаганду ЗОЖ, а также вопросы охраны и защиты детства среди детей и родителей.