Планирование образовательного процесса
Структура плана образовательной работы воспитателя с воспитанниками групп раннего и дошкольного возраста (согласно ИМП Министерства образования Республики Беларусь для учреждений дошкольного образования)
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
- годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год;
- научно-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь);
- список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников, подгруппы детей могут изменяться в течение года);
- циклограмму совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня;(в средних и старших группах обязательно учитываются образовательные услуги сверх базового компонента) );
- взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию родителей и вовлечению их в образовательный процесс. Формы работы: индивидуальные (консультации, беседы, разговор по телефону, посещение на дому и т.д.);коллективные (род.собрания, круглые столы, субботники, праздники и т.д.); наглядные (разработка памяток, буклетов, подготовка стенгазет, составление фотоколлажей и др.), информационно-коммуникационные (on-line консультации; общение через skype-связь, по электронной почте, в соцсетях; составление электронных дисков по различным вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста и др.);
- индивидуальную работу с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на каждую неделю месяца на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности);
- коррекционно-развивающая работа (планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом);
- закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования);
- двигательную активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых, двигательный перерыв). Комплекс утренней гимнастики составляются на первую-вторую, третью-четвертую недели. Обязательным условием является внесение в составленные комплексы усложнений и дополнений на второй и четвертой неделях. В содержание планирования подвижных игр и физических упражнений на прогулках в течение недели вносятся задачи по освоению воспитанниками основных видов движений и развитию у них физических качеств, указывается перечень и интенсивность игр.
- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья планируются в соответствие с разделом «Двигательная активность» учебной программы дошкольного образования);
- специально организованную деятельность по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включается: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования; методы, приемы достижения поставленной цели;
- нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, трудовая).
Примерное планирование видов детской деятельности
В разделе «Общение» планируются:
- беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
- рассказы (из опыта);
- коммуникативные ситуации;
- этюды;
- ситуации невербального общения;
- объяснения;
- пояснения;
- тренинги
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
- дидактические игры;
- ·сюжетно-ролевые игры;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
- развивающие игры;
- строительные;
- народные;
- компьютерные;
- режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- обследование предметов, местности;
- ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
- составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
- чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
- слушание художественных произведений в грамзаписи;
- воспроизведение;
- составление рассказов (творческих, описательных);
- речевые упражнения;
- знакомство с разными видами кукольных театров;
- драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
- инсценировка;
- подготовка спектаклей
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
- рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
- рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
- рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
- отработка приемов рисования;
- отработка техник изображения;
- изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
- развлечения);
- игра на музыкальных инструментах;
- подготовка к праздникам;
- слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
- выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность» планируются:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
- культурно-гигиенические навыки;
- ручной труд.
·